Главная » Образование » Любовь по распределению. Как привлечь молодых специалистов в регионы?

Любовь по распределению. Как привлечь молодых специалистов в регионы?

Бюджетные студенты, как известно, учатся на государст­венные деньги. А потом… идут, например, вместо школы, завода или госбольницы в частные конторы. Это справедливо?

На эту тему сломано немало копий. С одной стороны, конечно, нет: зачем тогда государство тратилось на обучение того, кто ему ничего не вернул? С другой — на бюджет поступают добросовестные дети, которые старательно учились в школе и этим заработали себе право на бесплатное высшее образование.

Решить эту проблему в общегосударственном масштабе пока не получается. Ряд авторитетных людей, например Леонид Рошаль, выступают за введение практики обязательного распределения хотя бы в отношении студентов-медиков. Такую же идею высказывают и применительно к студентам педвузов. Но пока руки у власти дошли только до «целевиков» — студентов, которые оказались настолько нужны определённым предприятиям, а то и целым регионам, что те решили оплатить их обучение. С 2019 г. закон о правилах целевого обучения в вузах будет изменён. Правительство готовит список из 500 профессий, которым можно будет учиться за бюджетный счёт по целевой квоте.

«Возврат долга». Нужна ли нашей медицине система распределения выпускников

Сообразили на троих

Понятно, что пока вернуться к советской системе принудительного распределения студентов после вузов не получится. Если человек не хочет возвращаться в регион, он найдёт любые возможности, чтобы остаться в столице, — изменившееся семейное положение, маленький ребёнок и т. д. Значит, надо искать другие механизмы привлечения молодых специалистов в регионы. Ведь затраты государства на подготовку тех же врачей достаточно серьёзные. С 2019 г. эта сумма составляет не меньше 300 тыс. руб. в год на одного студента-медика. Это современные лаборатории, клинические базы, тренажёры, симуляторы с программным обеспечением. Однако до больниц и поликлиник доходит малая часть дипломированных медиков. Получается, государство тратит деньги впустую?

В рамках новых поправок к закону «Об образовании в РФ» с этого года все три стороны — будущий студент, вуз и предприятие или региональный орган власти, которые его направляют на учёбу — обязали заключать договор. Этот документ предпишет каждому «целевику» отработать по специальности не менее трёх лет в регионе, откуда приехал. «Уклонисты», передумавшие возвращаться на родину, должны будут выплатить штраф в размере расходов на их 4—5-летнее обучение. Если же человек чест­но возвращается, а места работы для него нет, то заказчик, не трудоустроивший выпускника, будет обязан выплатить ему компенсацию, равную трём среднемесячным зарплатам на территории региона.

Ещё одно новшество: количество бюджетных мест, которые отдадут «целевикам», теперь устанавливают правительство и власти регионов. Чем больше специалистов в конкретной отрасли требуется экономике региона, тем выше квота на их подготовку в вузах.

Приёмные комиссии вузов ждут окончательного утверждения правительством документов, регламентирующих порядок целевого набора. «Новый закон расширяет возможности сотрудничества вузов с регионами», — пояснила «АиФ» ответственный секретарь приёмной комиссии Московского педагогического госуниверситета Ольга Князева.

Куда делись врачи?

Ректор Первого МГМУ им. Сеченова Пётр Глыбочко уверен, что одних только штрафов за отказ от распределения недостаточно, чтобы молодые врачи поехали в регионы. «Необходимо сформировать определённый «социальный пакет» выпускника-медика — жильё, достойная зар­плата и оснащённое рабочее место, — считает профессор Глыбочко. — А ещё для врача очень важен социальный лифт. Можно способному специалисту, отработавшему три года, предложить от региона ординатуру по его направлению с условием, что он вернётся в родной регион.

Уже сейчас есть удачные практики, которые способны устранить кадровый дефицит в регионах. Для этих целей создана программа «Земский доктор», которая сделает подобную работу привлекательной для молодёжи. Помимо этого могут быть дополнительные выплаты, так называемые подъёмные, и такая практика используется во многих регионах. Или обеспечение жильём молодых врачей, как поступили в Брянской области, с которой мы активно сотрудничаем. В Москве подобный подход реализован программой «Московский врач».

К слову, сейчас в Сеченов­ском университете по целевому набору обучается около трёх тысяч студентов из разных регионов России, не считая программ военной подготовки. В их числе Москва и Московская, Брянская, Калужская, Вологодская, Тамбовская и другие области.

Полчеловека на место: какие специальности не популярны у абитуриентов?

В село — пенсионеров?

Директор Института экономики здравоохранения НИУ «Выс­шая школа экономики» Лариса Попович считает, что в деревни надо распределять… врачей-пенсионеров, обеспечивая им условия жизни. «Молодые врачи должны обучаться в крупных городских клиниках у старших коллег, — поясняет эксперт. — Неопытный врач один на один с больными в селе — зачем это нужно? Опытный медик-пенсионер мог бы работать в селе врачом общей практики, консультировать пациентов, а заодно и социальную функцию выполнять в виде общения с пожилым населением. Ведь не секрет, что многие бабушки ходят к врачам, только чтобы пообщаться».

По мнению проректора по учебной работе НИТУ ­"МИСиС" Вадима Петрова, если молодому выпускнику столичного вуза предложат в регионе хорошую зарплату, то и штрафами пугать не придётся: «В наш университет по целевому набору чаще всего поступают студенты из регионов, где развита горно-металлургическая промышленность: Якутии, Тувы, Кузбасса и других. Соответственно и обучаются они по специальностям „Металлургия“, „Горное дело“, „Технологические машины“ и др. По статистике, практически все „целевики“ после окончания университета едут работать на предприятия, направившие их на обучение, где для них уже зарезервированы рабочие места. Отмечу, что предприятия, с которыми сотрудничает вуз, предоставляют молодым специалистам хороший соцпакет — зарплата выше средней по региону, возможности профессионального и карьерного роста, где-то даже жильё, что также способствует их возвращению в родной город».

Если закон решит проблему «целевиков», то, возможно, эту практику можно будет распространить на остальных бюджетников. Для кого-то распределение — зло, а для кого-то оно сможет стать реальным спасением. Сегодня по специальности после вузов устраивается ничтожное число бывших студентов — на практике помимо образования почти каждому работодателю необходим опыт работы. А вот если предприятия, хотя бы государственные, обяжут брать выпускников, то многие из них скажут за это спасибо.

Источник